Energy Business

Автоматические мини

Energy Insider прокатился по автоматическим АЗС Москвы и выяснил, легко ли заправиться без участия оператора, и как можно сэкономить на самообслуживании

"Здесь что, вообще людей нет?", - репортер Energy Insider с любопытством наблюдал за растерянным автолюбителем, вот уже пару минут бродившим по АЗС в поисках оператора в надежде, наконец, заправить свой автомобиль. Никого из сотрудников заправки он, конечно, не нашел: эта АЗС "Газпром нефти" на Ленинском проспекте уже больше года как переоборудована в автоматизированную. Чтобы заправиться на такой АЗС нужно ввести на табло топливного автомата марку и количество требуемого бензина, после чего оплатить покупку. Сделать это можно наличными, банковской или бонусной картой. "Робот" зальет в бак топливо и поблагодарит вас за визит. Все. Больше никаких очередей возле кассы.

Роботизированная АЗС "Газпром нефти". Фото компании

Несмотря на то, что первые автоматические АЗС (ААЗС) появились в столице несколько лет назад, для многих водителей они все еще в новинку. А мнения тех, кто уже знаком с новым форматом, разделились: "Мне больше по душе, когда есть оператор – общаться с роботом неприятно", - поделился с Energy Insider один из водителей. "Это очень удобно! За рубежом такие АЗС уже лет 10-15 работают, так что нашим компаниям уже давно пора было подтягиваться", - считает другой. Среди российских компаний лидер в этой области (по числу действующих ААЗС) – "Газпром нефть". "Первую безоператорную заправку мы запустили еще в 2010 г. и сегодня их насчитывается уже 30: в Москве, Санкт-Петербурге и Великом Новгороде. Планируется запуск таких станций в Сибири и на Урале. В столичном регионе сеть также будет развиваться: только в следующем году в Москве в автоматический режим будет переведено сразу 7 АЗС".

Для плотной городской застройки такой формат – настоящая находка, объясняют нефтяники: ААЗС занимают гораздо меньшую площадь, могут размещаться вблизи торговых и деловых центров и даже на территории промышленных предприятий. Поэтому Москва и Московская область - основные регионы для развития таких сетей, говорит представитель "Лукойла". Хотя компания открыла ААЗС в Сочи, Санкт-Петербурге, Воронеже и Вологодской области. "Минимальный срок монтажа (3,5 месяца против 5 у "классической" заправки) позволил нам уменьшить срок окупаемости вложенных средств, - перечисляет достоинства ААЗС представитель "Сургутнефтегаза", - а по комплексу автоматизированных заправок - это дополнительная выгода в виде выручки". Отсутствие оператора существенно сокращает время заправки (до 2-4 минут), а значит повышает пропускную способность станции, добавляет представитель "Газпром нефти". По расчетам компании, на ААЗС реализация топлива в среднем на 30% выше, чем на традиционных заправках. В конечном итоге, все это оборачивается выгодой и для клиента, утверждают представители компаний: цены на топливо на ААЗС ниже, чем на традиционных заправках. Насколько существенно можно сэкономить, в "Сургутнефтегазе" и "Газпромнефти" не говорят.

Автоматическая АЗС "Роснефти". Фото компании

Представитель "Роснефти" утверждает, что клиентам безоператорных АЗС компания предоставляет скидку "до 50 копеек на 1 литр приобретаемого топлива". То есть до 1,5% от стоимости бензина (рейд Energy Insider эти данные подтвердил). А значит, при заправке полного бака (в среднем 50 литров для иномарки эконом-класса) можно сэкономить до 25 рублей. "По моим наблюдениям разница в цене с обычными заправками где-то 70-80 копеек на литр", - говорит автолюбитель Владимир, заправляющийся на ААЗС "Газпром нефти" у Люблинского рынка. "Заправляюсь здесь регулярно, проблем нет. Правда, иногда техника притормаживает, но чаще водители", - смеется собеседник EI. В кризисных ситуациях клиент может обратиться за консультацией к дежурному оператору, связь с которым осуществляется круглосуточно через терминал оплаты на АЗС, говорят представители компаний. По их словам, жалобы на "роботов" поступают крайне редко.

Автоматическая АЗС "Сургутнефтегаза". Фото компании

А в "Сургутнефтегазе" даже заметили, что некоторые ААЗС имеют своих постоянных клиентов: "Их узнают диспетчеры, и они сами узнают диспетчеров по голосу", - рассказывает представитель компании. Еще одно любопытное наблюдение "Сургута": на автоматических станциях гораздо реже происходит порча оборудования, в частности, отрывы заправочных пистолетов. "Прежде всего, это связано с повышенной концентрацией внимания человека при работе с "автоматом", - поясняет представитель компании. Кроме того, отсутствие персонала на АЗС ведет к повышению ответственности клиентов, - считают в "Сургутнефтегазе". Найти ААЗС "Башнефти" Energy Insider не удалось. Представитель компании предоставить комментарий на эту тему не смог.

Дата публикации: 5 Октября 2015