Energy Business

Минэнерго вступилось за Приморск

Как заступничество министерства помогло стивидорам выиграть суд и избежать 17-миллиардного штрафа, разбирался Energy Insider

приморск2.jpg


В судебном противостоянии Приморского торгового порта (ПТП, подконтролен совместному предприятию «Транснефти» и группы «Сумма») и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) произошел неожиданный поворот: позицию бизнеса в суде решило поддержать Министерство энергетики.

Позицию министерства по вопросу конкуренции среди российских портов запросил в ходе судебных разбирательств ПТП. Через суд порт добивается права не называться монополией и устанавливать цены на свои услуги без участия ФАС.

В судебном противостоянии Приморского торгового порта (ПТП, подконтролен совместному предприятию «Транснефти» и группы «Сумма») и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) произошел неожиданный поворот: позицию бизнеса в суде решило поддержать Министерство энергетики.

Позицию министерства по вопросу конкуренции среди российских портов запросил в ходе судебных разбирательств ПТП. Через суд порт добивается права не называться монополией и устанавливать цены на свои услуги без участия ФАС.

 Конфликт с антимонопольным ведомством разгорелся в декабре прошлого года, когда в ФАС на ПТП пожаловалась "Русснефть". Нефтяная компания обвинила порт в нерыночном подходе к формированию цены. Спустя несколько месяцев к жалобе «Русснефти» присоединились все крупнейшие нефтяные компании: «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл» и «Башнефть». ФАС отреагировала проверкой и выявила завышение цен. По итогам Новороссийский морской торговый порт (НМТП) и три компании группы Global Ports получили предписание перечислить в бюджет 16,8 млрд рублей — средства, полученные благодаря монопольному положению.

Кроме того, ФАС выдала стивидорам предписание, в котором прописала рекомендации по установлению справедливой цены, которая, по мнению антимонопольщиков, помимо прочего, должна устанавливаться только в рублях.; а также заявила, что может вернуться к регулированию тарифов ПТП. В ответ стивидоры (в том числе НМТП и Global Ports) инициировали судебные разбирательства.

Уплата штрафа создаст опасный прецедент, согласились с позицией стивидоров эксперты и участники рынка: тогда любой порт в стране можно будет назвать монополистом, если он единственный в регионе.

«Нефтяные компании вправе сами определять направления поставок нефти на экспорт. Утвержденный график транспортировки нефти по системе магистральных трубопроводов не обязывает нефтяные компании исполнять его», -  пояснил Energy Insider позицию министерства его представитель.

banner7.JPG

Позиция Минэнерго вторит заявлениям ПТП: границами рынка перевалки являются границы не порта Приморск, как считает ФАС, а всего Балтийского бассейна, включая порт Усть-Луга, утверждают в компании, поэтому у грузоотправителей есть возможность выбирать между перевалкой в Приморске или Усть-Луге.

Заступничество чиновников, судя по всему, сыграло решающую роль в споре: вчера арбитражный суд Москвы удовлетворил все требования порта и признал незаконным предписание ФАС. Представитель антимонопольного ведомства заявила вчера, на решение будет подана апелляционная жалоба. 



Дата публикации: 9 Июня 2017