Energy Business

Скрытые демоны логотипов нефтяных компаний

Кто придумал «зажигалку» «Газпрома», что на самом деле изображено на логотипе «Роснефти», откуда в нефтянке взялась раковина морского гребешка и что связывает шестиногую собаку, бензин и «Песнь о Нибелунгах»? Energy Insider выбрал самые интересные истории логотипов крупнейших нефтегазовых компаний

Shell

Редкая компания из нефтегазовой отрасли так долго ищет себя с точки зрения логотипа

История компании Shell началась в начале 1830-х, когда потомок баварских евреев Маркус Сэмюель заработал первое семейное состояние на торговле в лондонских доках. Там он скупал у вернувшихся из плавания моряков разнообразные диковинные вещицы, которые после перепродавал в своей лавке. Несмотря на то, что ассортимент магазинчика был довольно велик, сам Сэмюэль-старший определял себя, как «торговца раковинами»: среди товаров, пользовавшихся наибольшим спросом в его лавке, были маленькие коробочки-безделушки, покрытые морскими раковинами. Эти шкатулочки охотно скупали в качестве сувениров девушки и дамы, посещавшим морские курорты в викторианские времена. Спустя всего десятилетие, его сын, Маркус Сэмюель-младший, превративший семейный торговый бизнес в транспортную компанию внушительных размеров, отдавая дань памяти отцу, будет называть свои суда именами морских раковин – Conk, Clam, Elax, Kauri и тд. А позже переименует компанию M.Samuel & Co в Shell Transport & Trading. Красный цвет в символике холдинга – тоже заслуга Сэмюеля-младшего. В начале 1890-х компания вела борьбу за господство на азиатском рынке, однако чуть было не потерпела фиаско: танкеры Shell, транспортировавшие керосин в Китай и Японию, часто оставались неразгруженными из-за банальной нехватки тары. Тогда Сэмюель направил своим восточным партнерам целый корабль, груженый жестью, и приказал наладить производство банок для керосина на месте. В ответ на вопрос партнеров «в какой цвет красить банки», Сэмюель, не задумываясь, ответил: красный – в противовес синим жестяным банкам Standart Oil, господствовавшей практически на всех товарных рынках в то время.

Eni

У этого логотипа самая, пожалуй, романтичная история

Один из самых необычных логотипов среди нефтегазовых компаний принадлежит итальянскому нефтегазовому концерну Eni. Он был выбран в результате конкурса, объявленного руководством компании в 1953 г. Жюри, состоявшее из известных итальянских деятелей культуры, рассмотрело около четырех тысяч эскизов, и провело порядка 14 отборочных туров. В результате, победителем была признана огнедышащая шестиногая собака. Ее автором значился график Джузеппе Гуцци, который и получил призовой фонд в 10 млн лир (примерно 5 тыс евро). Однако по слухам, реальным создателем существа был некий известный художник, не пожелавший раскрывать своего имени. Эта информация подтвердилась лишь спустя 30 лет: сын известного итальянского скульптора Луиджи Броджини, после смерти отца, предал огласке его авторство. Вместе со смертью скульптора умер и ключ к точной этимологии образа. Существует гипотеза, что логотип был создан под влиянием «Песни о Нибелунгах», которая являлась темой научных исследований Броджини. Сама же компания официально трактует свой логотип так: шестиногая собака олицетворяет собой нечто вроде современного кентавра, наделенного исключительной силой, и символизирует самое быстрое средство передвижения благодаря симбиозу между автомобилем и водителем. Согласно версии Eni, шесть лап вымышленного животного представляют собой четыре колеса автомобиля и две ноги водителя.



«Газпром»

Этот логотип знает, вероятно, каждый россиянин, причем с малых лет

Создание огнедышащей литеры «G», положенной в основу логотипа «Газпрома», окутано не меньшей тайной, чем рождение шестиногой собаки Eni. Полыхающая пламенем латинская буква так или иначе используется в символике «Газпромом» с конца 90-х гг., но автор знаменитой «зажигалки» до сих пор не известен. По одной из легенд, драконоподобную G придумал и нарисовал сам Рем Вяхирев – первый председатель правления «Газпрома», занимавший этот пост без малого 10 лет. По другой версии, знаменитый лого был создан безвестным умельцем в недрах «ИРЦ Газпром» (информационно-рекламный центр, «дочка» газовой монополии, с 2009 г. переименованная в «Газпром экспо»). В конце 90-х гг. перед центром была поставлена задача разработать концепцию лаконичного, но содержательного рисунка, который мог бы лечь в основу фирменного знака газового концерна. Но разработка логотипа зашла в тупик. Как гласит легенда, тогдашний руководитель ИРЦ Назар Халлыев, человек глубоко уважаемый, но жесткий, собрал всех ответственных за создание символа на производственное совещание, чтобы придать «нужное ускорение» работе: сроки-то горят, вот-вот отчитываться надо, а представить руководству нечего. Один из художников ИРЦ, нервничая под давление доводов гендиректора, нервно щелкал под столом зажигалкой. В какой-то момент Халлыев, раздраженный этими манипуляциями, грозно прикрикнул на сотрудника: «N*, такой растакой, хватит народный газ жечь!». Вдруг глаза художника засияли, он схватил листок бумаги и тут же ручкой набросал на нем знаменитую ныне литеру G.

Texaco

Некоторые видят в этом пентаграмму, но в действительности это совсем не так

Среди историй создания нефтегазовых логотипов есть даже мистических сюжеты. Особым вниманием сторонников различных конспирологических теорий пользуется красная звезда Texaco. По их мнению, символ компании есть не что иное как зашифрованная пентаграмма. С древних времен этот знак широко используется в астрологии, оккультизме и колдовстве, а в перевернутом виде считается символом веры поклонников Сатаны и других адептов черной магии. На самом деле, звезда в логотипе Texaco – это отсыл к «одинокой звезде Техаса» - флагу родного штата компании. Кроме того, дизайн эмблемы во многом повторяет внешний вид звезды шерифа Техаса, что, по замыслу создателей, должно было ассоциироваться у потребителей с безопасностью и надежностью: «You can trust your car to the man who wears the star» («вы можете доверить свой автомобиль человеку, носящему звезду») – гласил один из первых рекламных лозунгов Texaco. В 2001 г. компания вошла в состав корпорации Chevron.

«Роснефть»

Бур, или все же семисвечник, вот в чем вопрос!

Среди российских компаний тоже есть обладатели мистических логотипов. Например, в логотипе «Роснефти» некоторые конспирологи видят символическое изображение меноры – золотого семиствольного светильника (или семисвечника), который является одним из древнейших символов иудаизма и каббалистическим атрибутом. Число «7» в еврейской культуре обозначает разнообразие и гармонию естественных сил мироздания. Это полнота и законченность, проявившиеся в семи днях творения. Менора же символизирует собой божественный свет и защиту, мудрость и возрождение. В практической Каббале семисвечник служит эффективным оружием против разного рода демонов. По официальной же версии «Роснефти», логотип компании на самом деле - не что иное, как перевернутый бур: черный цвет символизирует нефть, которая превращается в золото.



Дата публикации: 10 Ноября 2015